Свт. Феофана, Затворника Вышенского

Вторник, 23 января 2024

Свт. Феофана, Затворника Вышенского

23 января православные отмечают память святителя Феофана Затворника Вышенского (1815–1894), выдающегося русского подвижника веры и благочестия, оказавшего глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые рассматриваются как практическое пособие в деле христианского спасения.

Родился Феофан (в миру — Георгий Васильевич Говоров), 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем — в Орловской семинарии, и затем в Киевской духовной академии.

В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви.

Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучил аскетические творения Отцов Церкви, что очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.

1 июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на Тамбовской земле продолжалось недолго, всего три года, но и за это краткое время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств — таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни. Епископ открыл много церковно-приходских школ, святитель поощрял и священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, которые жертвовали средства на строительство школ и церквей. При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы — как для детей, так и для взрослых.

Почти каждое богослужение владыки сопровождалось проповедью, а проповедником он был изумительным. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали у людей стремление начать новую, лучшую жизнь.

По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан, служа в Тамбове, вел очень простой образ жизни. Носил он подрясник и рясу из недорогой черной материи, пища его была самой невзыскательной. Почти весь его день проходил в молитве.

Простота и приветливость привлекали к нему людей, и с каждым из них, невзирая на лица, владыка обращался с примерным терпением и благодушием. Когда в 1860 г. Тамбовскую губернию постигла страшная засуха, преосвященный Феофан поддерживал паству не только словом, но и делом. Из своих личных средств он оказывал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, а свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья он предоставил в полное распоряжение погорельцам.

В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г. будучи высокообразованным человеком, достигшим необычайных высот в карьере в сравнительно молодом возрасте, тем не менее, принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор.

Епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение удовлетворено, и святитель наконец-то получает то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание — полное отрешение от житейских дел, уединение….

О жизни святителя в полном затворе можно передать небольшие сведения — частично по некоторым его собственным замечаниям, частично по свидетельству близких лиц, наконец, по тому, что открылось в его кельях после его кончины. В церквушке во имя Богоявления Господня, устроенной в келье, он совершал богослужения или вычитывал, что нужно в положенные часы.

В первые десять лет полного затвора каждый воскресный и праздничный день, а в последующие годы ежедневно, епископ Феофан совершал и Божественную Литургию, также один, «в сослужении ангелов,» по выражению одного инока. В алтаре церковке, на стене, по кончине святителя, нашли подвешенный мешочек, весь наполненный записочками с именами лиц, просивших святителя поминать их в своих молитвах. Весь свой величайший опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был использован святителем в его огромной переписке с многочисленными людьми, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьянина.

Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан отвечал на каждое, угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово, идущее прямо к сердцу. Он обладал редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах. И хотя эти письма были адресованы конкретному человеку, в них есть то, что замечательно подходит каждому христианину.

Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве, точка опоры которой — смирение. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе», — писал святитель.

В своих писаниях святитель Феофан является и проповедником, и истолкователем источников богословия — святого Писания и святого Предания, и богословом-систематиком, и прекрасным переводчиком, и вообще духовно-нравственным писателем.

Святитель Феофан оставил нам бесценное сокровище в виде более 60-ти духовных произведений, большинство из которых написано им во время 28-летнего затвора и которые он завещал перед своей смертью всему русскому народу.

О пребывании в монастыре святитель Феофан писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Преосвященный Феофан скончался 6-го января 1894 г., в праздник Крещения Господня.

Три дня простояло тело почившего в келейной церкви его, а затем еще три дня в теплой соборной обители до погребения, и тление не коснулось его. Почивший святитель имел вид спокойно спящего человека. При первом известии о кончине чтимого всеми святителя в Вышенскую обитель хлынули толпы людей разных сословий, общественного положения, всех возрастов и профессий. В день погребения их число достигло нескольких десятков тысяч.

Кончина святителя последовала на семьдесят девятом году его жизни 6/19 января 1894 года. Торжественное отпевание почившего совершено в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя были положены в правом Владимирском приделе этого храма.

29 июня 2002 года святые мощи святителя Феофана Затворника были перенесены в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь.

В личности, деятельности и писаниях своих святитель Феофан является не только почитаемым иерархом, не только высоким подвижником Церкви, но и поистине одним из тех, о которых святой апостол Павел говорит, что они являются «светильниками в мире» (Филип.2:15).

«Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче».


Читайте также

Храм Рождества Пресвятой Богородицыв селе Никольское Жуковского района